Кто-то детей холит, лелеет с младенчества - купает в пеленке в теплой
воде, не пугает лишний раз врачами-уколами, носит на себе неотлучно,
иногда даже перекутывает.
Кто-то детей наныривает и подвергает беби-йоге и динамической гимнастике.
И эти две группы постоянно цапаются между собой, а потом дружно
отбрехиваются от третьей группы - тех, кто детей "не приучает к рукам",
постоянно водит по врачам, кормит смесью и любит пустышкой.
Если отрешиться от эмоциональных оценок (они у всех трех групп в
отношении друг друга одинаковые: "вы звери, господа, как так можно с
детьми"), то интересно посмотреть на цели и результаты.
Сегодня мне пришла в голову аналогия с фруктовым садом.
Если садовник постоянно обрезает-подкармливает-протравливает молодое
деревце, оно становится не очень естественным и сильно изнеженным. У
садовника цель - добиться от дерева хорошего поведения, то есть -
плодов. Садовнику не надо, чтобы дерево было естественным, ему надо,
чтобы дерево было полезным и удобным. Поэтому деревья селекционируют,
кормят специальным образом, трансформируют, обрезают. Подобно тому, как
действуют родители из третьей группы.
Если же садовник подвергает деревце с младых листов разным испытаниям,
получается саженец с огромным запасом выживания. Он маленький,
кряжистый, способен терпеть холода-бури, расти на камнях. Такое дерево
не собирается жить долго, нет. Оно знает - мир полон опасностей и
трудностей. Поэтому главное, что нужно сделать - успеть дать плоды и
семена (неважно какие и сколько, тока шоб было, что оставить), а потом
можно и засохнуть. Эти деревья показывают чудеса адаптации, но они не
готовы к покою и воле. У них вместо сока под корой адреналин бежит. И
без того адреналина они скучают. А с адреналином выгорают. Так же и с
младенцами: если их наныривают, плющат в беби-йоге и интенсивно крутят в
динамической гимнастике с первого дня жизни, они научаются выживать. И
отращивают себе в таких условиях довольно сложные навыки и умения.
Например, сосать под водой. Понятно, что в мирной жизни это не очень
применимо, но ведь как прикольно. Не всякий сможет.
Что характерно: умелый садовник способен пробудить к жизни почти
невсхожее семечко. Он его будет греть, держать в соленой воде и всячески
стимулировать. От таких передряг семечко вдруг оклемывается и решает
расти. Так же проблемные дети с низкой жизненной силой от стрессовых
методик приходят в себя и соглашаются здороветь и крепнуть.
А если садовник заинтересован в пермакультуре, то есть, в естественном
плодоношении дерева как части зеленого мира, он находит дереву приятное
место в хорошей компании, минимально формирует его и не мешает. Ни
излишним кормом и заботой, ни чрезмерной аскезой.
И вот тогда получается дерево, которое естественным образом раскрывает свой потенциал.
Оно не дает рекордных урожаев, надламываясь под их тяжестью. Оно приносит столько плодов, сколько ему свойственно.
Я - раскидистая яблоня, говорит оно миру. У меня кисло-сладкие крупные
яблочки, некоторые с червячками внутри. И с желтым бочком. Я вот такое.
Если будет холодная зима, часть моих веток вымерзнет, и я отращу новые.
Если будет засушливое лето, у меня родится меньше яблок. А потом все
вернется на круги своя.
Так что, в общем-то, любые сложные манипуляции с детьми обусловлены, в
основном, двумя вещами: неврозами садовников и (или) их честолюбием.
27.08.2010
Ирина Мальцева |